Укок 2013

В очередной раз отправляемся на Алтай. На этот раз запланирована поездка на Укок.

Экипаж: мы (Дмитрий и Ольга) и двое детей (Ваня почти 13 лет и Ксюша почти 7 лет).

Машина: УАЗ Патриот, BFGoodrich 30″, лебедка, шноркель, самоблок зад, экспедиционник, спальный модуль.

26.07.

Стартуем в 1.20 ночи. Традиционная остановка в Бийске в столовой «М-52» и дальше до Акташа. В этот раз собрали несколько «пробок» в Новосибирске и перед Бийском. В результате Чуйский тракт от Семинского перевала до Акташа едем по темноте. Лично меня это впечатлило! Внезапные подъемы, повороты, прижимы, выпрыгивающие из темноты на дорогу лошади… Несмотря на то, что по большей части трассу помнишь наизусть, последние 50 км дались тяжело.

27.07.

1.15 прибыли в гостиницу в Акташе и упали спать.

Утром, отоспавшись, отправляемся в Кош-Агач. Время 10.30. Очень хорошо, что отменили пропуска в погранзону для граждан России.

Через полтора часа мы в Кош-Агаче. Заправившись, едем по Чуйской степи в сторону Укока. Дорога  — гравий + след гусеничного трактора. Стравились до 0,8  – стало легче Крутой, но в поворотах управлять нодо плавнее, чтобы не разбортоваться.

Как только добрались до гор, перед нами возникла погранзастава. Регистрируемся и едем дальше. Дорога по качеству не изменилась.

По пути видим провалившийся в болото трактор.

Засел

ЦветоКрас.

ЦветоКрас

Доехали до развилки. Прямо дорога на Теплый Ключ, направо на Джазатор. Поскольку у нас был план проехать на Укок с севера, перейдя вброд р. Джазатор, мы поворачиваем направо.

Дорога оказалась очень живописной, часто проходящей по краю обрыва.  Джазатор начинается с маленького ручейка, но постепенно набирает силу, и когда мы подъехали к месту брода в районе устья р. Ильдегем, то перед нами текла мощная горная река.

Нескольких минут, проведенных в воде в поисках брода оказалось достаточно, чтобы заключить – вода большая, скорость течения очень приличная, и мы не пройдем. Местные рыбаки, стоявшие неподалеку, подтвердили наше предположение.

Поскольку рисковать машиной и здоровьем экипажа не хотелось, решено было стать на ночевку прямо у берега. Дети занялись своими любимыми делами (рыбалкой на хариуса и постройкой песочных замков), ну а мы обустройством лагеря.

Валежник для костра нашли без проблем, воду, соответственно, брали из реки. Единственным неудобством оказались комары. На Алтае мы их видели не часто, во всяком случае, не в таком количестве! Как будто дома оказались, рядом с болотом. Ксюшу покусали сразу, и бедный ребенок опух в местах укусов, отчего черты лица слегка изменились, и Ксюша стала похожа на маленькую инопланетянку. Конечно, против противных насекомых был пущен весь арсенал, имевшийся в запасе. Но в целом, все было нормально.

К вечеру с противоположного берега на наш хотели перебраться алтайцы верхом на лошадях, но не рискнули. Они переправились в итоге значительно выше. Как нам они потом рассказали, по ту сторону реки в горах только сошел снег, и болота были непроходимыми. Возможно позже, к концу августа – началу сентября вода спадет, а болота подсохнут. Но на тот момент мы не стали испытывать судьбу.

28.07.

Едем на Укок, как все нормальные люди, через Теплый Ключ.

Сразу после развилки размыло мостик через речушку. Есть объезд.

На очередной развилке поворачиваем направо на дорогу, которая идет через Джумалинские ключи. Дорога, которая идет прямо и выше, в худшем состоянии (по словам пограничников).

Дорога очень красивая, проходит на приличной высоте.

Есть пара перевалов. На одном из них нашли эдельвейсы.

Полюбовались Белухой.

Поиграли в снежки в июле Крутой

Доехав до поселка, запасаемся хлебом в местном магазинчике и начинаем подъем на перевал.

Дорога на перевал идет в одну колею по краю обрыва, каменистая, местами крупно-каменистая.

Чуть выше есть место для разъезда. До перевала Теплый Ключ мы добрались в 18-30.

Спуск с перевала оказался чуть получше. Местами дорога заболочена. На пути возникают большие лужи. Мы ехали по ним, хотя почти везде есть колея в объезд. Дно в лужах каменистое и вполне надежное. Но есть небольшая колея.

Слева показался красавец Табын-Богдо-Ола.

На ночевку стали уже в сумерках. Спали, как обычно, в машине. Температура за бортом 5° С.

Ночью был сильный дождь и буря. Проснулись от того, что машину сильно раскачивает. Но, решив, что перевернуть не сможет, заснули снова.

29.07.

Утром, как ни странно, было не мокро и не грязно. По дороге мимо нас проехало штук 8 пограничных Камазов. Но дорогу размесить им так и не удалось.

Найди горного верблюда

Тихо. В нескольких километрах (или километре) Монголия. Свистят шустрые суслики, толстые сурки, да маленькие степные птахи. Дети еще спят…

К нам пожаловал гость – похожий на лайку пес (в ошейнике). Провожал пограничников и решил у нас задержаться. Угостили его чем могли.

Он еще долго с нами бежал на радость Ксюше и Ване.

В 10.00 стартуем в сторону р. Ак-Алаха. Начинается дождь.

Едем южной дорогой, не заезжая на заставу Аргамджи, вдоль колючки, точнее того, что от нее осталось. Дорога затоплена, и мы едем по огромным лужам. С виду они ужасные, но «добрые внутри» Улыбаюсь Дно каменистое, иногда колея, глубина до полуметра, но засесть невозможно.

Застава Аргамджи

Снежник

Дождь прекратился. Добрались до моста через Ак-Алаху. Хороший мост.

Сразу за ним, чуть правее – домик строителей.

Там открыто, и можно перекусить, спрятавшись от непогоды. Немного в стороне еще одно строение – туалет.

Укок – отличное место для запуска воздушных змеев. Ветер есть всегда Крутой

Отдохнув и осмотрев развалины метеостанции, которая находилась примерно в километре-полутора от моста, направляемся в сторону Челябинской (Ак-Алахинской) погранзаставы.

По пути посещаем несколько курганов, в том числе курган Принцессы Укока.

На детей это место произвело впечатление своей таинственностью и древностью. Особенно на Ксюшу, которая всячески симпатизирует принцессам Крутой

Доехали до заставы, отметились.

Пограничники сказали, что на оз. Кальджинколь дорога плохая, можно серьезно засесть. Но мы решаем проверить, так ли это на самом деле, и едем на Кальджинколь.

С нашей точки зрения дорога вполне нормальная. Есть пара крутых подъемов, болотце, но все проходимо без проблем.

Остановились на одном из озер (их там несколько). Нашли тихий уголок за пригорком, костровище на берегу. Тишина, очень прохладно, особенно к вечеру. Кроме крика птиц никаких звуков. Цветы кругом, как весной. Комары достают время от времени. Дети попускали змея, порыбачили, мы собрали мусор, оставленный на берегу предыдущими постояльцами, сожгли часть привезенных с собой дров.

Ночью шел дождь. t 3°С.

30.07.

Утро. Тучи ползут прямо по земле. Вот-вот пойдет дождь.

Наскоро позавтракав, решаем спускаться к Ак-Алахе. Впереди нас идут еще 2 УАЗа. Дождь гонится за нами и, в конце концов, догоняет. Думали, что спуски станут скользкими – не стали, и дорогу не размыло. Благополучно спустившись, выехали из дождя. Даже солнце появилось. Доехали до уже знакомого домика строителей на Ак-Алахе, устроили привал с запуском змея.

Решили прокатиться в сторону Бертека, до слияния Ак-Алахи и Калгуты. Дорога хорошая. Есть болотце в одном месте.

Место слияния рек очень красивое. Ваня пробует рыбачить, но рыба решила не клевать Крутой

Мы залезли на ближайший холм полюбоваться красотой плато и ущелья Ак-Алахи. Жарко. С северо-востока надвигается гроза. Где-то здесь на г. Кызылтас Бертекская писаница. Но мы не знали, где именно, а обыскивать всю гору не хотелось.

В месте слияния Ак-Алахи и Калгуты мы обнаружили следы пребывания медведей. Судя по оставленному помету, мишка провел там достаточно времени.

Едем обратно, в сторону Теплого Ключа. Погода налаживается, во всяком случае, над нами.

Стали на ночевку недалеко от Калгуты. Вечер выдался очень красивый!

31.07.

Утро ясное. Наконец-то показался Тобын-Богдо-Ола во всей красе!

Уже знакомая дорога до поселка кажется короче. До свидания, Укок!

Снова берем хлеб и лепешки в том же магазинчике. Заезжаем на заброшенную фабрику по добыче молибдена (мужская половина экипажа очень на этом настаивала Крутой)

Вечером добрались до заставы. Отмечаемся и едем в Кош-Агач. Далее по Чуйскому тракту до Курая. Сворачиваем направо после бродов Тюте и едем в сторону р. Мажой. На ночевку стали сразу за бродом через Актру на границе леса. Комаров НЕТ! Варим купленные в Кош-Агаче пельмени (дети счастливы!) и спать.

За бортом тепло… Небо ясное. Млечный путь яркий. Ветра нет. Красота!

1.08.

Внезапно решаем поехать на Актру. Погода солнечная, настроение отличное.

Доезжаем до Перевалки. Мы с Ксюшей идем по мостику пешком, Ваня работает оператором – снимает переезд УАЗа через реку. Стукнувшись раз-другой дифом о камушек (поехал не той дорогой Крутой),  наш славный пилот ловко перегнал машину на другую сторону Актру Крутой

Дальше пошло веселее. Дорогу прилично разбили, по сравнению с позапрошлым годом. Мы с Ксюшей часто шли пешком, наслаждаясь запахом хвойного леса, пока Ваня совершенствовал навыки штурмана, проводя машину через торчащие камни. В процессе развития штурманских умений, УАЗ поймал диагоналку почти на ровном месте. Пришлось лебедиться за камушек размером с машину, расположенный через дорогу. Опять же мероприятие, полезное для обучения штурмана…

Лужа, которая находится после крутого спуска ближе к ущелью (она, наверняка, известна всем, кто туда ездил), подсохла, превратившись в болотце. Проходили ее слева по берегу.

Так, постепенно, добрались до альплагеря примерно к 17.00.

Стали напротив памятника погибшим альпинистам.

Дрова у нас свои еще с Укока оставались, а вот за стоянку заплатили 200 р. В лагере вообще стало все организованней, чем раньше. Построили еще один туалет, место для сбора мусора (мусор вывозят).

Поставили палатку по просьбе детей. В этот вечер отлично отдохнули и выспались. (Ваня, наконец, спал спокойно, не боясь волков, медведей и еще всякой всячины, обитающей в его воображении Крутой).

2.08.

Встали с намерением сходить на большой Актру. Но быстро собрать (поднять, одеть, накормить) детей не получилось, поэтому вышли около 10.00. Поздновато.

Погода солнечная. По тропе дошли до указателя и дальше направо, в сторону ледника.

Ксюша идет, как настоящая принцесса: то устала, то пить, то есть, то жарко, то холодно и т.д. В общем, всячески испытывает наше терпение. Ваня гипует и ест конфеты и бананы.

Свернули не на ту тропу. Она идет туда же, но по морене. Тропа, которая ниже легче. Кончилась вода.

Дошли до Бараньих лбов, и наши мужчины отправились по воду, а мы с «ее высочеством» остались ждать у подножия горы, да строить турики.

Затем начинается крутой, под 45 градусов, подъем на гору за Бараньими лбами. Тут у Ксюши, которая в тот день была самым маленьким «альпинистом», открылось второе дыхание. Подъем метров 50, а может и выше. Ксюша героически его преодолела – боялась, что нас догонит идущая за нами группа Крутой.

Дальше попадаешь в так называемый цирк, где есть небольшие озерца, и конечно, ледник.

У ледника холодно. По нему и из-под него текут многочисленные ручьи. Вода во всех смыслах ледяная. Дальше нужно было идти по морене вдоль ледника к Голубому озеру. Но мы, учитывая Ксюшин темп, не пошли, так как не хотели возвращаться в сумерках.

Налюбовавшись на ледник, отправляемся обратно.

Спуск с Бараньих лбов, естественно, неприятней, чем подъем. Ноги скользят, камни сыпятся, иногда трудно затормозить вовремя Улыбаюсь. Однако в целом, вниз шли быстрее, и Ксюша почти не ныла. Под конец она прямо-таки скакала впереди всех, спеша в лагерь с надежной посмотреть мультики. Ну а мы поняли, что устали, не доходя метров 200-300 до лагеря.

Если верить навигатору, то, без учета высоты, мы прошли 9 км. Для маленьких детских ножек вполне прилично, особенно учитывая рельеф Крутой

Вечером отдых, ужин (наконец-то, без капризов) и сон.

Ночью проснулись от громкого звука камнепада.

3.08.

Утром пасмурно, холодно, дождь. Настроения идти куда-то не было, и мы решили сворачивать лагерь. Пока собирались, немного прояснилось, но, как оказалось, не надолго. Дождь периодически накрапывал весь день. Как только мы миновали знаменитую лужу, мы с Ксюшей пошли пешком. Цель – дойти до Перевалки вперед машины. Ксюша ради этого была готова на все, даже бежать под дождем Крутой. Дорога обратно, как обычно, оказалась легче, да и юный штурман приобрел определенный опыт.

Мы, конечно же, добежали до мостика через Актру первыми, к несказанной радости нашей принцессы.

Переправившись через реку, мы поехали в сторону Мажоя. Очень хотелось взглянуть на хорошо знакомое место после прошлогодних катаклизмов.

По пути остановились у небольшого ручья набрать воды. И тут Ваня увидел медвежий след (не большой, мишка молодой совсем). Но это осталось в его памяти до самого вечера.

По знакомой дорожке проехали 2 озера (Джангысколь и Караколь) и  спустились к Мажою.

Картина открылась потрясающая. От моста через реку не осталось и следа. Слившееся оз. Маашей все снесло на своем пути. Теперь река распадалась на несколько рукавов, которые текли между камней всех размеров. Через какие-то можно перейти вброд, а через какие-то – по бревнам, выполняющим роль пешеходного мостика. Ширина русла стала метров 100. Вода смыла деревья, стволы которых до сих пор можно увидеть на камнях. Через основное русло Мажоя также есть пешеходный мостик. На машине проехать не реально. А вот следы квадроциклов  мы видели.

Было:

Стало:

Надивившись на результат разгула стихии, мы поднялись наверх и вернулись к оз. Караколь на известную нам по предыдущей поездке стоянку. Вечерело.

После ужина в головах младших членов нашего экипажа зародилась идея вернуться в Акташ. У каждого из них были свои аргументы – у кого-то желание принять душ с новым гелем из бутылочки в форме принцессы, а у кого-то медвежий след, замеченный не так уж и далеко (догадайтесь сами, кого что волновало Крутой). В общем, они нас доконали, и около 21.00 мы свернули лагерь и направились в Акташ.

После бродов Тюте нас остановил алтаец с ребенком. У него сломался мотоцикл, и он попросил подвести мальчика до Курая. Назвал адрес. Мальчику оказалось 9 лет. Очень немногословен. Доехали до Курая, и тут выяснилось, что такой улицы там нет. Прохожие сказали, что такая улица есть в соседнем поселке, Кызыл-Таше, который мы только что проехали. Мальчик не мог (или не хотел) назвать точно, где он живет. Только после разговора на своем языке с женщиной, которую мы остановили на улице, выяснилось, что все-таки он из Кызыл-Таша. Мы вернулись назад. Проехав наугад по какой-то улочке (мы не знали, где находится искомая улица), мы увидели женщину, стоявшую у дороги. Решили остановиться и спросить. Оказалось, она давно поджидает этого мальчика, и уже начала волноваться, где мы есть! Мы ей передали ребенка и поехали в Акташ.

Что нас поразило в этой истории, так это то, что алтаец посадил на ночь глядя (уже было темно) ребенка в машину без номеров к абсолютно незнакомым людям да еще назвал неверный адрес (всего лишь поселком ошибся). Он, конечно, позвонил, чтоб его встретили. Но какова вероятность, что мы поедем именно этой дорогой? Может им, конечно, виднее, но я бы так не смогла.

В Акташ приехали после 23.00. Подъем спящих детей, душ, спать.

4.08.

Утром заправка. Завтрак в кафе «Радуга» (готовят по-домашнему, всем понравилось). Домой. Грустно уезжать. Впереди дождь.

Традиционная остановка на рынке возле Аржан-Су, затем ужин в Бийске.

После Бийска ОЧЕНЬ сильный дождь с грозой. После дождя спасаем две легковушки – пытались выехать с грунтовки на трассу и засели.

После Новосибирска начинается туман. Ночь. Видимость 50-100 метров. Особенно плохо, когда нет разметки. Дальний свет не помогает, а скорее наоборот. Надеемся, что рассвет разгонит туман. А зря. Ближе к Калачинску туман исчез. Мы обрадовались – приятно ехать, когда видишь дорогу. Но радость была недолгой. Туман вернулся. Конечно, было лучше, чем ночью, но все равно тяжело. Да и глаза стали уставать от постоянного вглядывания вперед. И так до самого Омска. Первый раз такое вижу!

5.08.

9.30 мы дома.

Итог: все довольны, все получилось. Экипаж цел и невредим. Машина: ударами по переднему дифференциалу обломал половину шляпки болта крепления крышки (не впервой), оборвал задний амортизатор (под Омском обнаружилось), кузов в креплении двери окончательно оторвало (заварено в Омске по прибытии).

P.S. Живность всякая.