Как я провёл лето

«А куда же вы это намылились по холодными жестким

камням, моя прелесть…»  (Дж. Р.Р. Толкиен)

«Самонадеянность есть упование на свои силы  как безусловно достаточные для выполнения задуманного дела, а на выбранный путь  — как на единственно верный для достижения намеченной цели»

Я признаюсь вам, как на духу:

Такова вся спортивная жизнь-

Лишь мгновение ты наверху

И – стремительно падаешь вниз

Омск (выезд 21 июня 2013 г.) – Новосибирск (пересадка до Иркутска) – Иркутск – Аршан – Нилова Пустынь (23 июня 2013 г).– пер. Шумакский 1А (28 июня)– Шумакские минеральные источники (29 июня) – пер. Ветреный 1 Б (3 июля)– пер.Бепкан 1 А (10 июля)– Аршан (выход 12 июля).

Действующие лица:

Семья П: Андрей (руководитель, далее именуется П-руководитель), Елена, Кристина (12 лет), Иоанн (5 лет), Димитрия (1,6 лет).

Семья Д: Сергей, Юлия и дети: Святослав (14 лет), Елизавета (8 лет), Александра (8 лет), Кира (1,6 лет).

DSC 4864

DSC 4867

Кто-то размышляет о том, как он провёл лето, кто-то о том, как он провёл летом :).

Прекрасная природа Восточного Саяна раскрыла для нас свои бодрящие объятия 23 июня, в день Пресвятой Троицы. Наш путь начался из Омска 21 июня 2013 г, в Новосибирске побродили по зоопарку, прокатились по детской железной дороге и дальше поехали в Иркутск.

DSC 4834

В поезде мы жили – не тужили, варили кофе втихаря на газовой конфорке, песни пели, благо Андрей взял с собой гитару. Это было супер-супер, особенно при таком составе участников, к которым прилагается много вещей этих самых участников. Кстати, гитару весь поход честно таскала Кристя, за что ей, вообще-то, полагается благодарность с занесением в личное дело. А ещё она мне выдала блокнот, в котором я, практически каждый вечер, светя налобным фонарём, честно корябала лирические и не очень строки о нашем походе.

Собственно, особый восторг касался гор, которые красиво виднелись сначала издалека, а потом ближе – ближе – БЛИЖЕ. И я вспомнила, как меня, проезжающую мимо осыпавшихся величественных склонов гор где-нибудь на Кавказе-Алтае, всегда ужасно интересовало: а как оно ТАМ?.. О, да, там. Только ТАМ – не оно. Там – большие ОНИ. Ну просто огромные ка-мни-и-и. И не очень огромные. Да, собственно, и мелких (типа мелких) тоже – хоть отбавляй.

DSC 5212

DSC 5138

Кирочка выучила слово «камы», потому что она только и делала, что собирала и разбрасывала камни, главное развлечение на эти три недели. Да-да, удивляюсь, как не больше. Полагаю, П-руководитель просто сжалился над нами, последние километры реально облизывающими котлы, просто потому, что наши хладные трупы он бы не дотащил, а закапывать бы поленился; так он, вообще-то, жестокий человек. По всем кругам ада решил нас провести, не иначе.

DSC 5128

Ну что же, все мы не подарочек. Славян поднывал всю дорогу, заставили, мол, бедолажку напрячься; в походном быту вообще не очень, как, в общем-то, и мы с девчонками, только мы ещё и вредины (зато глазки красивые… – особенно после бодрящего сна в палаточке).

DSC 5009

Все мы так себе, кроме Серёги. Что можно сказать о Серёге? О Серёге, собственно, сказать нечего, потому что он просто идеален. Правда, несколько медлителен, но это придаёт ему особый шарм.

DSC 5131

23 июня. Приехали в Иркутск. Отличные люди в местном соборе – я почувствовала себя там как дома, сбросив рюкзачок возле поленницы. Любимая литургия – и в путь отправились наши 2 семьи – семейство Д, семейство П и все их отпрыски: Кристина и Слава, Иоанн и Саша с Лизой, Димитрия и Кира. Лично я про себя называю их Мусенька и Бусенька, потому что одна с потешной веселой мордахой, как это «принято» у П, а другая – «сурьёзная» и сердитенькая, как, в общем-то, Д. Хочется мир-то посмотреть, а куда бусиков?.. Ну вот и они с нами прогулялись-продышались по самое «не хочу».

DSC 4926

DSC 4930

DSC 4850

Помолясь да подзаправившись в столовке, загрузились в маршрутку – и вперёд, в красоту неописуемую под руководством нашего эстета. Дымчатый и загадочный, как ресницы П-руководителя, Байкал с клочьями тумана, как Ленкина растрёпанная чёлка, и крутыми склонами, как все наши характеры, вместе взятые, встретил нас «рибой золотою», которую мы быстро наловили у замёрзших продавщиц, а доели и запили остатками коньяка непосредственно на ТРОПЕ.

А одна рыба осталась, честно потухла пару дней, потому что Серёга типа медведя, да и вообще, как «дикий мужчина» бывает. Но рыбу не уберёг, да-а-а, не уберёг, вот ведь незадача. Куда-то пропала она у него по дороге, уплыла в Байкал по горным рекам. Придётся вернуться… Всё-таки омуль…

В Аршане пересели до Ниловой Пустыни, там курорт прям, с горячими источниками, радоновыми ваннами… Вот бы где замочиться после похода! И согреться…

На первой нашей стоянке-ночевке 23 июня мы встретили монголов, которые тоже шли на перевалШумакский, они восприняли нас как аборигенов, проинтервьюировали, детей потеребили и сняли на камеру. О причинах наших экзерсисов пришлось сказать, что хотим стать хоть немного ближе к Богу (почему-то вспомнилась Вавилонская башня, будем считать, что вспомнилась не к месту совершенно).

Утром Серёга ДОЛГО варил плов, который мы потом с собой таскали до вечера, причём ели все, сколько хочется, да ещё угостили проводника монголов. Монголы выдвинулись строем под сигнал «пионерского» горна (реально спать не дал!) часов в 7-8 утра, пока мы ещё спали, и к вечеру уже дошли до перевала Шумакский, куда их проводил проводник и вернулся (вот лоси-то где). Серёга любит, чтобы масштабно. Плов – так на всех вокруг на 2 дня.

Мы же, отправившись к перевалу ввечеру 24 июня, переночевали после какого-то болота; помню, что мне было дурно. Из-за нагрузки, что ли, не знаю. Вроде и не очень тяжелый рюкзак был, не первый раз так, адаптация, короче говоря.

Далее путь проходил/ под дождём моросящим/ средь серебристых деревьев/ с хрустальными звонкими каплями (вот уж и гекзаметр пошёл! Как меня вдохновляют, хм, дожди…). Мы шли по красивейшим местам, по лесу мимо озёр и бесконечных кедров, по альпийским лугам с такими нежными цветами: маками, какими-то колокольчиками, жарками, башмачками и лилиями. Я, между прочим, очень любила в школе ботанику, хорошо по ней занималась и знала все пестики-тычинки. А мой сосед по парте, который дёргал меня за хвосты и кидал мой портфель по всему коридору, звал меня «семейство крестоцветных».

DSC 4897

Потом мы шли по горной тундре, где так славно пахнет саган-дали (местные называют «сахан-даля») и растут белые и сиреневые цветки со словно бы восковыми лепестками. Это очень красиво, люди! Поэтому нечего сидеть дома, а держаться нужно в тонусе, как вот монголы. Когда мы подошли под перевал, они уже спускались, то есть сходили на источники и вернулись обратно. Вот как надо! Но, правда, можно тогда кедры и не заметить. И не вспомнить о дриадах. Не наш это метод, не наш.

DSC 4977

DSC 5091

DSC 4939

DSC 5084

DSC 5429

НО: почему же мы отстали? Это всё исключительно СТИХИЯ :). Да-а-а, 25 числа нас захватил снегопад, метель в этом июне «свирепствовала» на Шумакском перевале, и парни, шедшие ОТТУДА, сказали, что такого уже лет шесть не было. Но мы – люди приключений, самонадеянные к тому ж… Ну и получите по полной…

DSC 5036

Переждав метель, 27 июля пошли дальше. Пока пережидали метели-туманы, Слава с Кристей слазали на соседнюю горку, там пофотали окрестности – очень красиво – и себя, любимых. Вот бодрые дети! Везде успеют, корми только вовремя….

Речки мы сначала культурно переходили по камням, зачастую в эффектном прыжке или разувались для брода, что ещё через некоторое время было забыто почти навсегда. После метели по дороге на Шумакский все умные люди, кроме кормящих матерей (а зря), искупались в ледяной реке, денёк был такой солнечный, детям это было особенно в радость. Из чего следует вывод, что подобными радостями нужно грамотно перемежать спортивное лазание по камням Саян, когда мы пойдем туда опять…

Подойдя под перевал в 21.00, сгоряча хотели уже и полезть, так как боялись, что на следующий день нападает много снега, а в этот вечер можно по протоптанной тропке. Но бывший с нами небольшой процент умных людей убедил нас вздремнуть под перевалом и совершить подвиг с утра.

Под перевалом мне понравилось. Потому что там были только горы, снег, и звёзды, и как будто только мы с Серёгой. Утром нападал снег, конечно, НО: возвращавшиеся шустрые монголы протоптали нам тропу. Пока мы дрыхли без задних ног, они были уже на перевале. Они громко орали от избытка чувств и благодарности Богу, видимо, чем нас и разбудили.

На перевале Шумакском была зима (28 июня мы там пролезали), холодно, 2 градуса, снега оч много, ветер, и за термометром на перевале была почему-то засунута десятка. Зачем мусорить?.. При спуске по верёвке скраб целлюлита организовал нам наш П-руководитель (читай – Пигмалион. Ну, не совсем Пигмалион, так и мы не из слоновой кости, извините…) Дети лезли нормально, на удивление.

DSC 5291

Вверх тяжело, потому что вверх. Вниз тяжело, потому что вниз… Снег тает, камни скользкие, ноги между ними проваливаются. Солнце – ого-го. Всё-таки 2760 м высоты. И снег. Там очки надо от солнца хотя бы. Но кто ж думал, что будет снега так много… Мазилка от загара мне не понравилась. Кажется, и не предохраняла ничего толком, пообгорели все. Активно вечером перед сном мазались мазью от ожогов, кремами-бальзамами, которые являются совершенно необходимой вещью в походе, как и миллион других вещей.

DSC 5257

Очень красивый большой водопад гремит на подходах к Шумакским источникам. Над ним – громада снежника, который непонятно как держится, на честном слове, думаю.

DSC 5358

Переночевали чуть дальше, утром (весьма относительным в плане времени) 29 июня «понеслись» просто к источникам в вечно мокрых ботинках, понимая слова встретившегося нам товарища: «речек я просто не замечал».

Красив серебристый Шумак! В общем, «чуден Днепр при тихой погоде <…>Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод…», как сказал возлюбленный мой Н.В. Гоголь. Через Шумак удобный переход показал нам парень в резиновых сапогах. Уже вечерело, и мы вроде как пришли, так спокойно становилось на душе и в природе. Просто райским было яблочко, купленное в местном магазинчике за 50 рублей. Солнце стало освещать лишь верхушки деревьев, мы ходили по источникам и пробовали воду – она там разная, причём выходы воды рядом. Так хорошо было побродить там. Каждый источник – от какого-либо недуга. Самой вкусной мне показалась вода из бурятской Ипокрены под названием «порок сердца». Бутылочку сей водицы Серёга с большой любовью мне набрал (нацедил! – там вода в ямке) в дорогу на перевал Ветреный; думаю, именно это и помогло мне выжить :), когда Кирочка была не в духе.

DSC 5435

DSC 5438

DSC 5446

DSC 5450

А в этот мягкий вечер с неспешно уползающим солнцем и ледяным дыханием горной реки под названием Правый Шумак мы, подлечившись водицей, «задружили» с какими-то местными людьми, у которых было вкусное сало, да и их супец наши дети навернули как надо. Правда, бурят некий Боря взамен пытался раскрутить нас на деньги или водку, и даже мы расстались с парой сотен типа за ночлег и перекус, прямо заявив, что денег у нас больше нет, равно как и водки, таким образом выпроводив пьяненького Борю, пока мальчики таскали рюкзаки, а ребятишки развлекались, кто как мог: Димитрия спала на деревянных полатях «зимовьЯ», как там называют избы, Кира с Иоанном лазали под полатями в поисках каких-то, одним им ведомых, сокровищч… Да… В избе было ТЕПЛО, в чем, на мой взгляд, ее особая ценность. Ночью у мелкой поднялась температурка. Помню, что сквозь сон нашли таблетки, в общем, принимали меры.

DSC 5472

DSC 5481

30 июня. Утренние до-о-олгие сборы, варение обеда, туалеты, памперсы, стирки и сушки меня почему-то особенно достали. Большей частью потому, что отпрыски и абсолютно идеальный Серёга просто сделали невозможным мои занятия личной гигиеной; пришлось всё бросить и свалить в ВОДУ! О-о-о, даже ради того, чтобы ещё раз оценить возможность мыться каждый день, стоило ТАК провести лето. Грязи тоже были неплохи, водичка хороша, а в радоновую ванну мы погрузились, невзирая на пиявок, думаю, им мы тоже не помешали. Торчали там сразу полное время – 15 минут, хотя если по науке, то надо по минуте прибавлять в день, но в этот раз, как и во многие другие, наука была забыта, к тому же у нас была волшебная бутылочка «Порока сердца», заботливо нацеженная Серёгой по просьбам особо страждущих.

DSC 5482

Хорошо на Шумаке! Подлечились – мы с Серёгой реально – пришли с клюшками, ушли без клюшек (альпенштоки потеряли где-то).

После радоновой ванны весьма лениво и расслаблено побрели в сторону голубого Перевального ручья со страшно красиво отполированными камнями. Крутой подъем по этому ручью и нежелание колупаться в темноте привели нас в некоторый тонус; особенно порадовало то, что набор высоты произошёл как-то быстро, мы оказались в верховьях, в горной тундре, где на мхах спали, как короли, и даже жгли костёр из живописного бурелома.

Умывались из реки живой водицей, а то обычно вода была всегда как-то далеко, приходилось гонять ребятишек за ней. Как же там красиво! Боюсь, что портили эту красоту только мы… своими натруженными носками… В целом настроение – было, а меж тем на Шумаке велись эстетом нашим какие-то малодушные разговоры о лошадках и, как я поняла, разделении, что посчитала… гм… Все вместе – значит, все вместе. А то П-руководитель вообще такой, я смотрю, и руки-то иной раз не подаст, прям гордый какой! Но в целом пел неплохо :). Узлы на верёвке покрепче затягивал… Интересно, он за ВСЕХ нас молился?.. Или выборочно? 🙂

1 июля. Утром мы всем табором понеслись, если можно так выразиться, по косогорам к перевалу Ветреный; там ТАКИЕ кедры – ого-го! В несколько обхватов. Там точно есть дриады :). Но мы с Леной по-любому круче. Погодка была хороша, половину дня – солнце! Камни острые, с шипами. Ботинки поизрезали. Косогор был прекрасен, как и ущелье внизу; мне было страшно идти там по краю, по осыпающейся тропке, с малышнёй – только с «Господи, помилуй!» и с молитвой к Николаю Чудотворцу, как и весь поход. Красивый мир создал Господь Бог: водопады, ручьи, озёра – «на горах станут воды»… Дивна дела Твоя, Господи!.. А потом открылся вид на перевал Ветреный, Лене даже удалось запечатлеть радугу над ним! Радугу всегда воспринимаю как чудо какое-то: эти цвета, такие разные и всё-таки вместе; тесно, но не воедино слиты. А если смешаются, то это будет, говорят, белый! Такой и группа должна быть в походе.

А у меня фото без радуги. Вообще, с нашим фотоаппаратом что-то приключилось, отсырел, видно; экспозицию замерял неправильно. И фотограф что-то так себе… Мало снимков, которые бы мне безоговорочно понравились. У Лены много хороших фотографий, она хорошо кадрирует и замечает интересное. И при этом малого пятилетнего за руку тянет, где с уговорами, где с подпинываниями. За одно это П-руководитель должен объявить ей благодарность с занесением в личное дело, и дополнительно выдать денежный эквивалент этой благодарности, и памятник при жизни поставить (как минимум). Вид на перевал Ветреный – заставка на моём рабочем столе, и Кира всё время реагирует на неё «камы, камы», да с такими эмоциями. Помнит. Хорошо, что с вечера мы туда не полезли, а ночевали на камнях под перевалом. Кристина нашла воду под камнями в тесной щёлке, только сама и могла руку просунуть, поэтому мы были с водой, а она – при должности!

Очень красиво подсвечивались закатом горы сквозь туман. Камни были острые, и их надо было раскидать или перевернуть гладкой стороной, чтобы палатку не пропороли. Такое там выветривание – камни с шипами, режут просто ВСЁ. В том числе и Серёгин палец – чуть совсем не перерезало. Прямо кончик среднего пальца чуть не снесло вместе с ногтем. Два раза в день обрабатывали и перебинтовывали. К счастью, не загноился палец и зажил неплохо, даже симпатично. Значит, бальзам был неплох. Спасибо. Андрей тоже покалечил себе пальцы, что-то долго заживало. Я порезала о скалу подушечки пальцев незначительно. Дети покорябали себе руки и ноги, так, царапинки небольшие.

Утром 2 июля полезли. Когда туман прошёл. Тяжело туда было лезть… Волосы мне Кира потрепала (она сидела сзади в специальной переноске) – не нравилось ей, что я упираюсь среди каких-то каменных рек. Вылезли мы, конечно, немного не туда – не оказалось в том месте вожделенной широкой седловины, а был узкий гребень, сидя на котором наши дети чуть не ногами болтали, а мне лично стало дурно, когда я там с Кирюшкой оказалась.

Ни рюкзак толком положить, ни усесться типа отдохнуть. Но как же хороши оттуда озёра и вся горная страна, куда нам предстоит спуститься!!! Одной рукой и ногой придерживая Киру, другой ногой фиксируя себя возле неподвижного камушка, третьей ногой, так и хочется сказать, я это запечатлела. Практически тут же – тучи, ветер, морось, холод – и опять мы мёрзнем!!! Через 10 минут опять ясно.

Записку я посмотрела – прошлогодняя, августовская, накорябала наши неспортивные имена и разнообразные возрасты. Так что вот, на обломках перевала…

Ну и что же?.. Теперь – в прекрасное, но не очень светлое (и даже с градом) будущее, то бишь в чудесную горную страну, которую так замечательно было наблюдать с перевала. Вспомнилась песенка: «ведь Эльбрус и с самолёта видно здорово…». Что дальше писать? Долго и упорно по мокрой сыпухе гадкой мальчики спускали детей и лезли сами, прям до ночи. Те, кто ожидали своей очереди подержаться за верёвку, были вознаграждены картинами прекрасного клубящегося тумана в вечереющих горах, весьма похожего на взбитые сливки в чашечке ГОРЯЧЕГО-О-О мокачино, которым иногда балует нас Серёга.

При этом нас посыпАло-поливало дождём и градом и в хвост и в гриву, так сказать, отчего очертания кружечки мокачино становились только четче на в целом весьма и весьма благосклонных к нам небесах. Поспали тупо на камнях, где ночь захватила, на рассвете слезли с горы, ноги мокрые; но это был далеко не вечер 3 июля.

По снежнику – и это реально ускорило и облегчило наш путь в Стране Черных Чемоданов-камней перед таким милым сверху озером, которое в густом тумане мы разглядеть затруднились, – дошли до травы и упали в палатки СПА-А-АТЬ. Вспомнилась песенка: «а я милого узнаю по походке…». Курумлэнд, тоже мне. Лично я замаялась по камням этим лазать. Не прыгнешь-то по скользким камушкам толком, фу, гадость, лишайник этот мокро-зелёный. Кстати, если бы не надо было б лезть по ним, я бы признала их красивыми, эти черные камни Гингемы: уходят так мягко в молочный туман, и их вечному покою и равнодушию даже хочется позавидовать. Представьте среди них наших детей, в том числе и пятилетнего отпрыска, которого никто не нёс, а за руку тянула Лена, о необходимости памятника для которой при жизни я уже рассуждала выше. Вот это отдых, люди!

А вот альпийские лужайки и тундровый ягель чуть ниже курумов с рододендронами радовали; как же им там хорошо – там они на своём месте, они живые под этой мраморно-белой скалой, среди искрящихся на изломе – даже странно – таких белых камней.

Что же было дальше? 4 июля утром, немножко просушив барахло (солнце совсем недолго баловало), полюбовавшись видом на перевал Мраморный, скатав палатки, поменяв памперсы, попинав и накормив детей и взрослых, и даже чаем напоив, намазав мордахи кремом, обойдя прекрасное до жути в своей тишине озеро, поскакали мы по косогору. Косогор примечательный – с него можно и не слезть, он к этому не расположен. Опять дождь, холод и верёвочка (ну просто набор расстроенного джентльмена вне цивилизации) – и мы у чудной ледяной речки, замерзшие дальше некуда. Лена упорно разувалась при переправах, даже когда мы слезли с этого кошмарного косогора, который и в страшном сне не приснится. Теперь, наверное, приснится… А на нём – П-руководитель… с верёвкой… и без водки.

Запомните, люди! Этот косогор – после перевала Ветреный. К нему надо быть готовым :). Мы там ОЧЕНЬ замерзли, пока спускали детей и слезали сами, промокли под дождём, и трава была очень скользкой, а косогор – крутым. Зато мы видели зад оленя, что, конечно, может послужить некоторым утешением, и наелись ревеня на всю оставшуюся жизнь. И замёрзла я тоже, наверное, на всю оставшуюся жизнь. И всего лишь мыслью о бане я как-то не согреваюсь…

И вот представьте Лену, которая разувается и лезет в ледяную реку босиком. Да ладно залезть в реку босиком, потом-то ещё долго носки мокрые натягивать с ботинками замёрзшими руками… Нет, пожалуй, что-то как-то – нет… Мы прям так, хоть руки не замерзнут :)…

На другой стороне было много черных камней, довольно круто лежащих и «живых», на них мы и залезли и дальше пошли по верху. По берегу реки пройти нельзя. Наверху камни поросли мягким пружинящим мхом, белым и пушистым местами (ягелем), прям захотелось тоже стать белым и пушистым человеком, но как-то и задатков нет.

Интересно наблюдать, как лес образуется и старятся горы; там рядом разные стадии: камни, мхи, кустарники, отдельные деревья, группы деревьев со мхами и камнями, подлесок, потом уж лес густой, камней и не видно. Везде жизнь и дыхание Бога. Красивый косогор. Когда я оглянулась на него, в туманном вечереющем небе проступили очертания как будто башен, увитых плющом, с крутыми неприступными склонами. Фото не вышло. Но я так запомнила.

Это было мрачно и страшновато, сумерки ещё такие были; но монументально, и весьма романтично, и грозно. Я, конечно, представила тотчас себя прынцессой (на коне почему-то), хоть и была в мокрых носках и куртке из сэконд-хэнда и вообще с четырьмя детьми. Мысли и фантазии несутся – ого-го! Но впереди нас ждал ещё и дальнейший спуск по мокрым камням, МЕДЛЕННЫЙ спуск по МОКРЫ-Ы-ЫМ камням. Детей это, конечно, тоже утомило, хоть и с легкими рюкзачками шли (у Лизы было 2 спальника, у Саши плитка с баллонами и посуда, чтоб кашу-разводягу быстро заварить детям в обед).

В целом шли сносно, Лиза побыстрее, Саша медленнее и с выкрутасами, которые разгребал в основном Серёга. В начале похода Киру нес Слава, потом я в специальной переноске на спине. Удобно, переноска называлась «Маугли» нерусскими буквами; я осталась довольна этим приспособлением – туда довольно много вещей можно засунуть. Все Кирино и аптечка у меня там жили (комбез синтепоновый был на ней почти всегда и ботинки со шнурками «Экко» как раз были в тему при такой погоде, а резиновый комбинезон «Тим-тим», который очень нам помог в такую погоду (спасибо Оле за совет), в теплую погоду тоже туда умещался). Кроме того, сверху был маленький кармашек для всяких нужных мелочей типа вкусного и полезного «Антиангина» и лейкопластыря. Только мою куртку некуда было пристроить в случае хорошей погоды. Слава нес мой рюкзак (моя ноша была потяжелее Киры, но у Славы Кира орала).

4 июля вечер. Слезли, ура! Нашли место для стоянки, следы пребывания туристов (надо сказать, никого не встретили). Утром 5 июля пошли вдоль реки, но Андрея, конечно, потянуло выше к солнцу, пришлось запереться на какой-то косогорчик (уже после всех прижимов у реки Билюта), где Лену клацнул «чемодан». Пошатнулся огромный камень и придавил ей ногу. Я вспомнила всех святых, мальчики побежали действовать. Этот камень они бы никогда не отвалили, но нашли какой-то маленький, как-то там его убрали и ногу освободили. Вроде не поломана, синяк. Слава Богу, к вечеру она шла нормально. Почему-то опять вспомнилась Вавилонская башня; эдакий лейтмотив прямо. После этого Серёга разведал тропинку вдоль реки, и мы шли уже исключительно по ней. Торопились, чтобы засветло дойти до слияния рек. Состоялась беседа о своевременном кормлении детей. Дальше всё было чётко.

У слияния рек мы стали надолго, потому что уровень воды был высок для переправы. Дождь моросил и лил, потом стало немного получше. День переправы 7 июля был солнечный. Трусы намочили в опасной стремнине :).

Дальше пошли к перевалу Бепкан. Немного по дороге нам было с речкой с красными берегами – лишайником так камни поросли. Необычно так, красиво. Переправившись через ручей, мы нашли место для ночёвки, но для одной палатки. Больше ничего подходящего рядом не оказалось, пришлось выкапывать камень из земли(!). Вот упорные мальчики, диггеры наши, они ведь его выкопали, что меня несказанно поразило; между прочим, выкопали своими покалеченными пальцами. За что им честь, хвала и памятник при жизни. А мы накормили их, ё-моё, разводным супом. Вот где реальная драма! Но теперь там два места для двух палаток. И так всегда и будет.

8 июля. «Самая лучшая приправа в мире – это голод». Еды стало мало, хит сезона – гречка, в которую мне стукнуло накидать капусты. Она так чудно нескучно хрустела. Вообще питались мы сносно, порадовало наличие мяса, которое днями и ночами варили перед походом на кухне у семейства П в казане семейства Д (говядину в свином топлёном сале, вываривали, чтобы посуше было, потом в пластиковые бутылки закладывали). Мясо было супер. А вот хлопьев надо было брать побольше. Чойсы выкинуть, лучше хлопья и картофельное пюре. До сих пор ругаю себя за то, что не бросила лишнюю пачку разводной каши для лялек. Ну что мне стоило? Она ж невесомая!

УТРОМ 8 июля МЫ ПОЛЕЗЛИ просто вверх по травяному склону. Андрей говорил о затяжном подходе к этому перевалу, а-а-а, но он реально измотал (кто или что? Вот думаю. Всё же – что). Особенно чудного угла наклона склончик сразу после ручья. Вдохновляющая крутизна ската… Было круто и тяжко. Когда мы на него залезли, там оказалось ещё много подобных горок. Весьма красивых, замечу, горок. На одной из таких горок ночевали. Вода была далеко внизу, дети ходили набирать. Кристина в этом плане незаменимый товарищ. А Славентий наш – пока не пнёшь, не полетит. Не видит дела. Вечером было +2 градуса тепла. А между камнями были длинные нити паутины (довольно плотной и липкой) с крупными такими пауками. На Сашу это произвело впечатление. Она боялась идти в эту страну пауков…

9 июля. Дальше мы шли вверх-вниз, вверх-вниз по камням-курумам. А П-руководитель забирал всё выше к солнцу, Икар наш, а уж сил не было туда щемиться. Поэтому мы скромно ползли «где-то там». И думали: ну когда мы залезем-то к перевалу? По дороге чтой-то устали и даже валидолу откушали. Стало веселее.

После этих нагромождений и каменных осыпающихся завалов мы увидели реку с озерцами подо льдом. Лед был голубым и белым. Вокруг припорошенные снегом пики. Это красиво. По берегу рос подножный корм – лук зелёный.

Вкусным было всё съедобное. В общем, нам было красиво и вкусно :). Жаль, что не было платья и солнца :). Началась гроза. Это было страшно. Гремело в этом цирке – ну прямо хоть ложись, кажется, камни расколятся. Нас побило градом. Но страшнее было идти поперёк свежеосыпавшегося склона. Дети шли молодцом. Я просила Пресвятую Богородицу положить нам камни поровнее, что-то ничего умнее в голову просто не приходило, достали камушки. Но камни лежали хорошо, помогли нам ТАМ, удобно было даже идти, особенно по серо-розовым. Красивые такие камни, свежеосыпавшиеся :). Я нашла в форме сердца.

Под перевалом оказалось чудеснейшее озеро, в нем плавали льдины и отражались горы – черно-белые такие, нарядные, как ученики на линейке в школе. Над перевалом – синее-синее небо. Хотели полезть прям сразу, но вновь процент умных людей восторжествовал над откровенными авантюристами.

Альпийские лужайки классные были, с цветами даже, там и заночевали. Дети весь вечер спокойно гуляли, копали ложками снежник рядом с палаткой, пробовали его на вкус, и валялись в нём, и цветы собирали, камни кидали, по скалам лазали. Вот это им был отдых и удовольствие. Печально, но факт: бонусы для детей типа отдыха и каких-нибудь занятий с ними, чтоб они пришли в восторг, не были продуманы. Поэтому получилась одна работа. Учтём? Пожалуй.

10 июля. Сфотографировались под перевалом в наших жёлтых «командных» косынках с глазами (у мальчиков – с БОЛЬШИМИ глазами, чтобы лучше видеть, куда нас вести :)) и с котом жёлтым, которого Лена сшила к походной символике вроде как. Идея косынок взята у ЖП (жёлтых пилоток Нади и Вадика).

Заход на Бепкан как-то нормальным был. Даже и не слишком круто. Хотя снизу перевал выглядел, как «полная ж…» по словам Серёги. Только перед вершиной надо было быстро проходить узкий кулуар, там сыплется, а мы медленно лезли, опасно. И дождь пошёл, осыпаться всё сильнее стало. Лиза вышла не на вершину, а где-то между глыб потерялась, я думала, всё, нету… Запаниковала аж и заругалась. Но она откликнулась быстро и, Слава Богу, ее всё-таки ВСТРЕТИЛИ наверху ТЕ, которые туда уже залезли. Мы с Серёгой и Кирой лезли последними. Наверху туман-дождь-солнце чередовались с завидной быстротой; так здорово оттуда вниз смотреть. Столько неба и гор.

Мы, конечно, вылезли опять не туда, а чисто так метров на семьдесят выше, потому что лезли правее, а надо было левее. (Прочитав это, Андрей сказал, что все-таки «туда» вылезли). Спускались, как обычно, под дождём, по зелёным в лишайнике камням. Потом по снежнику, довольно круто было. Потом по траве вдоль речек, причём был такой эффект, как будто речка течет в гору. Интересно так. Как на Алтае – кривым кажется озеро, и странно, почему из него не выливается вода. Резво бежали мы по бепкановской, можно сказать, травке, пока не кончилось то, по чему мы бежали, какими-то непонятными обрывами. Вот и побежали мы обратно – искать спуск. Нашли – по снежнику в русло ручья, веревочку мальчики опять повесили, слезли и по темноте уже были у озера, где хорошие стоянки. Озеро ночью выглядело таким зловещим с проносящимися клочьями черно-серебристого тумана, как прямо из фильма про колдунов каких-то. О-о-ччень таинственно! У Лены получилась фотография. А у меня – смазанная, не удалась.

11 июля. Утром – всё совершенно в другом свете. Я вообще люблю утро. Озеро такое бирюзовое и тихое, едва вмещает в себя претендующие на отражение в нём скалы. И мы тут: «жизнь – мышья беготня…». Но: просфоры, елей и «Отче наш». Из еды остался только перекус на 2 раза и картофельное пюре, которое берегли ребятишкам. В аптечке почему-то нашла коробку какао. Мы его сварили в виде шоколада без молока и сахара и съели ложками, как идиоты. «Все наши безумства проистекают от пустоты в желудке и воздуха в голове». Это уж точно.

Хотели спуститься до стоянок внизу, но не успели, ночевали у ручья, где попало, поставили палатки ночью. Хорошо хоть, река в нашу палатку не затекла, ночью поднялся уровень воды. Высовываешься из палатки – река мимо мчится. Нормально. Нас клещи покусали.

Утром 12 июля быстро побежали вниз, потому что не было ни сил, ни еды. Логично как пишу. Вот это причинно-следственные связи! Внизу в лесу было столько грибов! Белых и подосиновиков. Но комаров больше! Набрали грибов, пошли дальше. Столько речек на пути! Мальчики, оказывается, не совсем ослабели, даже через ручьи нас переносили вместе с рюкзаками, во как.

У ручья, где мы последний раз обедали, обнаружилась ещё невскрытая пачка картофельного пюре, что меня удивило и обрадовало, я берегла полпачки последних маленьким. Ею мы и пообедали.

А потом, в долине, когда горы стали синими и далёкими, и мы были этому даже рады, хоть какая-то грустинка всё равно была, мы встретили… такси. Таксист вёз пассажиров куда-то на рыбалку-охоту и сказал, что вернётся и нас заберёт. Мы ответили, что нас много, сзади ещё пятеро. Он сказал, что всё нормально, переправил нас в Аршан в 2 приёма.Отведали мы там бурятской кухни, вкусно было. Но позы как-то я не очень поняла. Лагман с чебуреками – это да.

12 июля, вечер. Отзвонились ВСЕМ, что вышли, слава Богу! А то нас искать уж было собрались. Поставили в парке палатку и дрыхли без задних ног. Утром гречки с грибами наварили – очень вкусно получилось – и пошли на базар местный, потратить последние деньги, с чем успешно справились.

Серёга купил поющую чашу, а Андрей – варган (кроме всего прочего). Это, между прочим, шаманская штучка, не просто оригинальный этнический инструмент. Он «используется многими народами для выхода в изменённое состояние сознания» (да не узнает об этом его возлюбленная мамочка! А то придётся нам об её Андрюшке молиться до скончания века :), вечно у него страсти всё, страсти…).

Справка. Варган – это щипковый музыкальный инструмент. Древнеславянское слово от корня «варга», что значит «уста», «рот». Есть даже глагол «варганить», то есть играть на варгане. Это инструмент, который в Европе называют «челюстная арфа», у других народов есть такого типа комус, дрымба, васанг.

То, что приобрёл Серёга (поющую чашу), тоже используется в религиозных целях, в тантрическом буддизме. Мне понравилось, что с помощью неё можно делать массаж тела – расслабление мышц шеи и т.д., при болях там каких-то прописывают.

Поющая чаша – это колокол такой. Они и большими бывают.

13 июля выехали на маршрутке из Аршана в Иркутск, там – в Омск в разное время, как билеты удалось купить. Вот и всё.

На билеты на всю семью Д. (три взрослых, два детских билета) от Омска до Иркутска с пересадкой в Новосибирске ушло около 11 тыс. рублей, из Иркутска в Аршан маршрутчик вез нас за 350 р. с человека. И обратно примерно так же. У Серёги пропал билет до Омска, так как вышли на неделю позже.

Выводы: 1) чойсы заменить крупой (хлопьями);

2) Кирочка не оч походный товарищ («дала прикурить»);

3) продумывать маршрут с учётом интересов детей (что-то типа полуднёвок хотя бы и маршрут попроще);

4) ходить ТАМ не в июне, т.к. холодно;

5) брать спирт и нормальное средство защиты от солнца плюс очки; 6) вставать рано;

7) планировать «полосу препятствий» адекватно силам участников;

8) вместе, так вместе; 9) молиться всем за всех 🙂 и за мир во всём мире :);

10) совершенствовать технику прохождения!!!

Наверное, ещё что-то забыла. Список открыт.

Последние слова — руководителю. Ну что, П-руководитель Андрей, КАК ты провёл летом? Ты БЫЛ на высоте, ну и мы с тобой там БЫЛИ 🙂

Пусть болит моя травма в паху,

Пусть допрыгался до хромоты,

Но я все-таки был наверху,

И меня не спихнуть с высоты!