Камни Актру

Честно говоря, почти не надеялись попасть на Алтай в этом году. Но чудо произошло, и все получилось! Эта наше третье путешествие на Алтай. В этот раз автомобильно-пешеходное.

Итак, состав группы (для нас необычный):
Дети: Ксюша — почти 5 лет, Ваня — почти 11 лет
Их родители (мы :-))
Их бабушка и дедушка — 70 лет.
Автомобиль УАЗ «Патриот»

Маршрут: Омск — Акташ — Курай — альплагерь Актру — Акташ — Курай — оз. Караколь — р. Мажой — перевал Орой — р. Мажой — Курай — Акташ — озера Улаганского района — Новосибирск — Омск.

Даты поездки: 23.07.11 — 04.08.11

Цели и задачи путешествия:
Поправить здоровье детей (ну, и взрослых, конечно :-))
Полюбоваться красотой любимого Алтая
Показать Алтай старшему поколению
Обкатать машину

Проблема №1, с которой пришлось столкнуться — как все и всех засунуть в одну машину, да так, чтобы было более-менее удобно. Решить ее удалось с помощью багажника на крыше, где разместился бокс, канистры, палатки и многое другое. Так что багажник внутри машины оказался вполне пригодным для перевозки одного пассажира в довольно сносных условиях J.
Проблема №2 — дети в машине, особенно такие, как Ксюша. Она вообще в первый раз поехала так далеко от дома (поездки в радиусе 100 км не в счет). Было много опасений по этому поводу (капризно-упрямый характер + проблемы со здоровьем). Для нее взяли одежду на все случаи жизни + игрушки + книжки + детские песни + аудио-сказки. Ну и, конечно, перекус в виде печенья, вафлей, сока. Однако переживания оказались напрасными. Ксюша прекрасно перенесла поездку. Даже не пришлось часто останавливаться. Ночью она спала в своем автокресле, днем не требовала пробежек. Ни слез, ни капризов. Ваня тоже ехал отлично. Это его третья поездка на Алтай. У него сахарный диабет 1 типа (уколы инсулина несколько раз в день, подсчет углеводов в еде и еще куча «подводных камней», которые сопровождают это заболевание). Но это не повод сидеть дома. На Алтае ему лучше. Нагрузки в походе помогают держать сахар в норме.
Проблема №3- пенсионеры в машине. Что и говорить, УАЗ — не вагон СВ, но на какие жертвы не пойдешь, чтобы увидеть ГОРЫ! Их предупреждали — они добровольно согласились. Мужественно перенесли все тяготы и лишения поездки на 1400 км до Акташа.
Итак, поехали!

23.07.
Выезд из Омска. Поскольку не знали, в каком режиме поедем (новые люди, новая машина), решили выехать пораньше в 12.00. Обычно мы добирались до Акташа за сутки. Но в этот раз решили, что не уложимся. Однако по дороге стало понятно, что мы не сильно-то выбиваемся из привычного графика, поскольку дети не требовали частых остановок, да и машина шла довольно хорошо. В общем, Чуйский тракт мы должны были проехать ночью, если бы двигались без отдыха, как обычно делали. Но тогда новые члены нашей команды не насладились бы видами самой красивой дороги в России! Да и не безопасно, с моей точки зрения, ехать по ней ночью. Поэтому решено было остановиться на ночевку на одной из заправок где-то сразу после въезда на территорию Алтайского края. Часа 4 спали в машине.

24.07.

В 8.00 мы в Бийске. Завтрак в столовой «М 52». Всем понравилось, взяли еду с собой, чтобы пообедать по пути.И вот, наконец, горы! Ксюша заснула сразу после Бийска, а проснулась после Маймы. Увидела горы в первый раз в жизни! Восторг и восхищение!
Остановились у турбазы «Царская охота». Дети с удовольствием покормили медведя и прогулялись по мосту через Катунь. Наш дедушка-художник долго ахал от окружавшей красоты. Однако пленэр на этой точке маршрута не входил в наши планы, и мы поехали дальше.

Мишка

Следующая остановка — Семинский перевал, потом Чике-Таман, слияние Чуи и Катуни. Под занавес — водопад Ширлак.

К вечеру Ксюша немного устала. Кроме того, ее укачало на горках и поворотах Чуйского тракта. Пришлось ограничить ее в еде и питье на какое-то время. Пить давали по 2-3 глотка во избежание рвоты.
К вечеру добрались до Акташа, где нас ждали забронированные места в проверенной гостинице.
В тот же вечер нашли попутчиков на Актру — ребят из г.Железногорск, Красноярского края на «Корандо» Варламов Сергей, Белогурова Алена.

25.07.
Завтрак в кафе «Уч-Сумер». Старт на Актру намечен на 12.00. К этому времени набрали воды в источнике недалеко от Акташа, прогулялись вдоль Чуи в районе дамбы, заправились. Погода солнечная, кузнечики прыгают и пугают Ксюшу. Она первый раз видит их в таком количестве, так что ей понадобилось некоторое время, чтобы привыкнуть к активным алтайским насекомым.
В 12.00 отправляемся на Актру вместе с корандоводами. Нам выдали рацию, поскольку своей не было. На самом деле, рацию из дома мы не взяли сознательно — едем одни, узкие и длинные спуски-подъемы программой не предусмотрены. Как оказалось, не взяли напрасно.
До моста через Чую доехали быстро и без проблем — красноярцы дорогу хорошо знали. А вот дальше пришлось вспомнить, что читали в отчетах и взять в руки карту. Из трех дорог после моста выбрали среднюю.

Далее прямо до геодезического знака на холме. Его оставили справа, повернув налево. В общем, все как рассказывают «бывалые» 🙂 Доехали до большой лужи с грязью по правой стороне на заболоченном участке. Сергей решил, что лучше ехать через грязь и в лужу не лезть. Он опытный, ему видней. Мы последовали его примеру, проехали благополучно. Как оказалось потом, можно было ехать и через лужу. Дно там каменистое, местные УАЗы ездят напрямик. Если с мостов не выведены сапуны под капот, то это позволит вам лишний раз их замочить.
Затем проехали броды через Тюте и после них свернули налево.

Дальше тоже держались левее и, в конце концов, добрались до перевалки часам к 14.00.

И вот тут ждало первое серьезное испытание — переправа через Актру. Смотреть на видео, как другие лихо преодолевают это препятствие — это одно, а решиться это сделать самому — совсем другое.
Воды в реке на тот момент было много, камни видно плохо. Это смущало даже видавшего виды Сергея. Ну, а у нас вообще никакого опыта бездорожья не было. К этому добавились еще несколько машин, желающих пересечь Актру, но застывших в нерешительности. Поэтому на ближайший час наша команда распределила обязанности следующим образом:
водители Сергей и Дмитрий — тщательнейшим образом исследуют дно реки, не спеша прогуливаясь в ледяной воде; дети внимательно за ними следят и кидают камешки в реку; дедушка и бабушка — внимательно следят за детьми, при этом периодически произнося фразы типа «Зачем все это надо? Давайте вернемся назад! Не надо рисковать машиной. Давайте сменим маршрут!»; я — внимательно слежу за дедушкой и бабушкой, не позволяя разлагать боевой дух команды, а также вместе со штурманом экипажа «Корандо» Аленой вдохновляю на подвиг наших мужчин, которые вот уже час задумчиво блуждают по Актру в поисках оптимального брода.

И вот к 15.00 наши герои созрели для подвига. Первым в реку аккуратно прокрался наш УАЗ. Друг-корандовод, продолжая стоять в ледяной воде, направлял его движение по заранее определенному маршруту.

На мост тут же сбежались все, кто находился в тот момент у реки — посмотреть, как пройдет, поснимать, поболеть.
Минуты переправы оказались очень напряженными для всех участников мероприятия. Особо впечатлительные (наша бабушка) даже всплакнули. Но вот УАЗ, сделав эффектный нырок на последних метрах брода, с победным рычанием выбрался из воды под бурные аплодисменты всех зрителей! Ура!

За ним несколько быстрее и проворнее пресек Актру «Корандо».

Браво! Все счастливы, путешествие продолжается!

Дальнейшая часть маршрута оказалась не менее запоминающейся, чем переправа через Актру. Двигались довольно медленно из-за крупных камней, многочисленных луж (дно особо выдающихся из них непременно исследовалось нашими пилотами), частых развилок дороги (надо обязательно разведать и выбрать лучшую), спусков, подъемов, глубокой колеи…

Нас неоднократно обгоняли пешие туристы. Очень хотелось поехать быстрее, однако вид какого-нибудь внедорожника, уже повредившего на этом «шоссе» жизненно важные органы и грустно ожидавшего помощи, остужал пыл и возвращал необходимую осторожность. Двигаясь таким образом, мы добрались до альплагеря к 20.00 без потерь со стороны автомобилей и их экипажей. Дети перенесли поездку хорошо: сын принимал активное участие в осмотре дорог и бродов, а дочь ела вафли, время от времени прогуливаясь по лесной тропе, когда наш водитель просил облегчить вес машины на время преодоления очередного препятствия.
Зарегистрировались у спасателей, нашли место стоянки, поставили палатки.

Денег с нас никто не взял. Поужинали, отметили общую победу и спать.
Дети отключились первыми. Спали крепко, не просыпаясь до утра. Ночью было довольно холодно. Термобелье + кофта + штаны, капюшон на голове, махровые носки на ногах — так были одеты жители нашей палатки (мы и дети). И было не жарко!

26.07.
Утром собирались на Голубое озеро с корандоводами. Но погода испортилась, весь день шел дождь разной интенсивности, и мы решили остаться в лагере. Занимались распилом и сушкой дров, несколько раз ходили в местный «магазин» (безрезультатно — до позднего вечера там никого не было), а в промежутки между дождем гуляли по окрестностям. Дети, в основном, возились с костром, пытаясь не дать ему погаснуть, а вечером слушали сказки в машине. День прошел уныло.

Пара слов о связи. Есть Билайн. МТС — только СМС иногда принимает. Позвонить не реально.
27.07.
Утро солнечное! Мы полны надежд на предстоящий поход к Малому Актру. На озеро решили не ходить, так как с нами собрались идти наши пенсионеры и Ксюша. Быстро позавтракали, попрощались с корандоводами (им нужно было возвращаться назад) и пошли.
Перешли мостик через Актру, прошли через кедровый лес, поднялись на морену.

Мы не знали, как далеко сможем уйти таким разновозрастным составом. На морене огляделись, подивились на красоту и пошли дальше. Вскоре слева увидели водопад.

Продолжаем идти вперед. Справа внизу р. Актру. Периодически останавливаемся для фото и отдыха. Ксюша, на удивление, идет хорошо, за руку с папой и с альпенштоком в другой руке. Она все время рассказывает истории о давно минувших временах, войнах, победах, катастрофах да еще таким эпическим тоном! Фантазия у нее богатая 🙂 Стимулы для движения вперед ей оказались не нужны — в самом начале пути ей пообещали, что она летом покопается в снегу (или льду) совочком. Этого оказалось достаточно. Она терпеливо шла к цели.
И вот, мы дошли до ледника. Но он внизу, а мы наверху, на морене. Внизу были видны малюсенькие фигурки людей — они возвращались с ледника. Надо было спускаться как-то, но тропы не было. Та, по которой мы шли, уводила вверх и в сторону от нашей цели. Решили спускаться с морены вниз без тропы, хотя это, наверное, неправильно, но других вариантов у нас не было. Ксюшу взяли на руки и зигзагами аккуратно спустились вниз без происшествий.
И вот он ледник!

У всех восторг! Ксюша радостно ковыряется совочком в похожем на крупу льду.

Мы рады, что дошли все — и старые, и малые. Солнце, красота вокруг! И вдруг вижу, что прямо по леднику в нашу сторону летит камень. Оценить его размеры трудно, как и траекторию движения — он постоянно ударяется о другие камни. По команде «Камень!» (это оговоренный заранее условный сигнал) все быстро отступают и прячутся за большие валуны, пока все не стихнет. Пока мы были у ледника, камнепад повторялся еще раза два. При этом большие камни по пути разбивались на более мелкие. До нас, слава Богу, не долетел ни один.
В обратный путь отправились низом, вдоль реки.

Эта тропа намного легче и быстрее. По ней и надо было идти изначально. Но мы ж не ищем легких путей 🙂 Перед началом леса по бревнам перешли на другой берег Актру.

Дошли до памятников погибшим альпинистам и сноубордистам, снова перешли ручей и оказались «дома».

Всего мы прошли 12,3 км (туда и обратно) за 4,5 часа. Для маленьких Ксюшиных ножек совсем неплохо! Сделали красивые фотки, все довольны.
Тут бы расслабиться после удачной радиалки, отдохнуть. Ну нет! А вдруг завтра дождь? Надо бы еще на перевал Учитель прогуляться. Быстро поели и пошли втроем (мы и Ваня), оставив наиболее уязвимую часть нашей группы в лагере.
Тропу выбрали правильно — за белым туалетом направо (туалетов там несколько, нужен тот, который ближе к магазину :-)). Бодро начали подъем, с удивлением и каким-то смутным предчувствием в душе глядя на спускавшихся навстречу изможденных туристов. С тропы видны наши палатки и микроскопическая Ксюша, занятая постройкой туриков.

Подъем оказался долгим, приходилось часто отдыхать. Встретили очередную группу туристов, которые посоветовали (глядя на Ваню) идти не по кулуару прямо на перевал, а подняться по склону справа и по гребню дойти до перевала — так легче. Ну не знаю на счет легче, а вот дольше — это точно! На склоне мы встретили женщину, которая медленно и печально собирала какие-то травы. Она со знанием дела направила нас еще правее в сторону зубьев на скале — якобы там и есть тропа. Тропа, надо сказать, исчезла давно, поэтому мы и спросили дорогу у этой дамы. Вслед мы услышали, что засветло мы точно не вернемся в лагерь. Вот спасибо! Продолжили подъем — не отступать же. До самого перевала мы уже не надеялись дойти, но до вершины долезть нужно обязательно!
Наконец, дошли до так называемых зубьев — торчащих во все стороны довольно острых камней. Холодает. Пока мы с Ваней ставим очередную дозу инсулина, глава нашей небольшой группы, наша опора и гарант безопасности по имени Дмитрий, отправляется в разведку на поиски тропы. Мы терпеливо ждем. Ждем… И вдруг, слышим его крик. Он нас зовет! Громко, только не ясно, откуда. Стали кричать в ответ. Кричали до тех пор, пока не увидели его на скале прямо над нами. За это время что только не приходило в голову! Как оказалось, он просто забыл, где нас оставил! Зато тропу нашел, намного левее, чем нас направили!
Последнее усилие — подъем на вершину по сыпучке. И вот мы наверху! Это не Учитель — до него дойти не успеваем — но вид завораживающий! Курай и прилегающая степь, Курайский хребет, гора Купол и т.д. Облака почти на уровне глаз. На минуту забыв что ты человек чувствуешь себя птицей парящей в небе в поисках добычи! Под ногами вздыбленная каменная плитка годами точеная ветром и водой, аккуратно уложенная педантом. Нет, не зря мы сюда поднимались! Даже не обидно, что с тропы сбились — здесь очень красиво. Просто другой мир!

Фотки, короткий отдых и путь вниз, чтобы засветло вернуться. Спускаемся по тропе быстрее, чем поднимались. По пути собираем лук, листья смородины для чая. И вот мы внизу! Время 20.00. До темноты успели. Время в пути — около 4 часов. Пройденное расстояние — примерно 7,3 км. Впечатлений — масса! Ваня по дороге съел почти весь запас сушеных бананов и печенья. Сахар в норме, самочувствие отличное. Мне подарили букетик из вот таких вот цветочков. Интересно, как они называются?

В лагере нас ждет радостная Ксюша и — приятная неожиданность — готовый ужин!
В общем, день удался во всех отношениях. Как заснули — не помню 🙂

28.07.
Бабушка с дедушкой насмотрелись на ущелье Актру и пожелали увидеть что-нибудь еще. Погода — без дождя. Свернули лагерь и в обратный путь.

Дорога вниз показалась менее сложной и страшной, чем наверх. Успешно прошли все препятствия, включая брод через Актру, и к вечеру были уже в Акташе.

29.07.
Решаем продолжить путешествие и едем на Мажой через Курай.
Утром завтрак в кафе «Уч-Сумер». Его следствие — расстройство кишечника у трех членов нашей группы. Причем одновременно у всех троих. Тем не менее, это нас не остановило, и в 12.00 мы стартуем в соответствии с разработанным маршрутом.
Едем через Курай до уже знакомых бродов через Тюте. После них не поворачиваем налево — это дорога на перевалку — а едем прямо, поднимаемся на горку, снова прямо на перекрестке, на следующем перекрестке — налево. Дальше дорога одна.

Чуть позже появляются плохо наезженные ответвления направо. Но мы туда не сворачиваем. Проезжаем несколько бродов, не представляющих особых сложностей.

После брода через Корумду одна дорога уходит налево вдоль пастбищ, а другая поднимается прямо на горку. Можно ехать по любой — мы ехали по одной дороге в одну сторону, а возвращались по другой. Поднялись на плато — красотища!
Доехали до озера Джангысколь.

На ночь остановились на озере Караколь. Есть стоянка в лесочке слева от дороги. Дров достаточно.

Ваня смастерил удочку из подручных средств, накопал червей и отправился рыбачить.

Но вся рыба, наверное, плавала в середине озера, не подплывая к болотистому берегу. Вечером дедушка отправился на этюды. И не напрасно. Закат неописуемой красоты!

30.07.
В 6.00 проснулись от странного топота снаружи. Вышли посмотреть, что происходит. Утро. Холодно. Над озером туман. Тишина. Метрах в 100 от нас — табун лошадей. Кони очень удивились нашему появлению и долго смотрели в нашу сторону. Потом скрылись в тумане.
День выдался солнечный, теплый и тихий. Продолжаем путь и начинам спуск к Мажою. Спуск затяжной, каменистый. Есть довольно крутые повороты в верхней части дороги. И всего 2 места, где могут разъехаться встречные машины — почти в самом начале спуска.

Лучше всего иметь с собой рацию и, убедившись, что дорога свободна, начинать спуск (или подъем). Нам повезло — встречных машин не было.
Спустились к мосту через Мажой. Мост вполне проезжий. Но лучше, если кто-нибудь проведет. Во всяком случае, мы так сделали. Проехали благополучно.

Решаем доехать до перевала Орой. Поднимаемся на плато.

Дорога наезженная, но, опять-таки, каменистая. Мы все идем пешком, чтобы облегчить участь нашему авто. Подъем затяжной 1,5 км длиной и 288 м высотой.. На последнем кусочке дороги перед вершиной появляется связь МТС. Вообще, если связь есть, то это Билайн. МТС — редко и неустойчиво.
Едем по плато. Переехали русло пересохшей Карасу.

На границе леса справа у подножия горы виден домик местных жителей и загон для скота. Дальше дорога уводит к болоту. Нужно брать правее, чтобы его объехать. Проехали без проблем, начали подъем на перевал. С перевала прекрасно виден ледник Маашей,

а правее него — вершины Сказка, Мечта и Красавица.

Фото на память и вперед. Впереди показался очередной летник и знакомый по прошлой поездке на Шавлинские озера алтаец Сергей. В прошлом году Сергей нас на лошадях отвозил на Шавлу. Лошади отличные, и проводник тоже. Поговорили, купили лепешек, молока и творога. Ксюшу покатали на лошади, чему она была несказанно рада, а дядя Сережа автоматически попал в список Ксюшиных кумиров.

Обратно к Мажою спустились быстрее. Спуск с плато снова пешком.

Еще раз звоню домой с того же склона, пока есть связь.

И вот, наконец, Мажой. Стоянка у моста уже занята. Мы сворачиваем вправо и метрах через 100 находим отличную стоянку.

В импровизированном овощехранилище обнаружили картошку, морковь, кабачок. Решили поджарить картошку для Ксюши. Пока мы занимаемся приготовлением ужина, Дима отправился на поиски водки к местным. Летник находится примерно 1,5 км в сторону Каракабака. Вернулся он позже, чем я ожидала (уже начала жалеть, что отпустила его одного), зато с водкой. Ужин с чаем «по Алтайски» (чай с листьями смородины, сахаром и малым количеством водки) и спать.

31.07.
Солнечное утро! После завтрака отправляемся малым составом в радиалку — посмотреть на восстановленный мост через Чую в районе ее слияния с Мажоем. Старый автомобильный мост смыло в прошлом году. Дедушка с детьми остался в лагере играть в индейцев.

Как приятно идти по тропе без рюкзаков! Сколько сил, энергии, энтузиазма! Дорога легкая, подъемы не изнуряют! Красота! Примерно через полтора часа дошли до мостика. Мост пешеходный, волне нормальный. Недалеко от него стоят спасатели. Надеюсь, что его не снесет.

Вернулись к обеду. В лагере все хорошо, «индейцы» довольны :
И тут, после обеда, наша команда решает вернуться в Акташ. Причина — ухудшение погоды. Возникли опасения, что пойдет дождь, и подъем в гору по крутому склону станет проблематичным, а пережидать ненастье в палатках наши пенсионеры не соглашались 🙁 Я осталась в меньшинстве, потому что готова была пожить на Мажое еще дня 2 (дождь — не проблема, в горах сохнет быстро).
Сгущавшиеся тучки заставили нас ускорить сборы. Начал накрапывать дождик. Наскоро скидав вещи в машину, форсируем мост. Решено было подниматься пешком, чтобы разгрузить авто. Ну а меня с «плакатом» формата А4 «Идет подъем автомобиля. Пожалуйста, подождите перед началом спуска» отправили наверх. Нужно было бегом добежать до вершины, оставить записку и вернуться обратно, чтобы разрешить подъем. Легко сказать «добежать»! Может, для спортсменов-разрядников это и не проблема, но я то обычный человек! В общем, обогнав ту часть нашей группы, которая шла прогулочным шагом, я, выжав все, что можно из своего неподготовленного для таких подвигов организма, добралась до места, где можно было бы свободно разойтись двум машинам. С этой высоты очень хорошо была видна ужасная туча, которая вот-вот нас нагонит и сделает подъем невозможным. В связи с этим я закрепляю камнями записку на самом видном месте дороги и отправляюсь вниз. Спуск вниз намного быстрее! Главное вовремя успеть повернуть : Почти в самом низу вижу нашу машинку. Дима узрел тучу и решил начать подъем, не дождавшись меня. Ну и молодец. Дорога была свободна. Меня любезно подобрали, так как подняться на гору во второй раз самостоятельно я была уже не способна. За нами, как оказалось, шел УАЗ с местными. Они также внизу вместе с Димой ждали команды для начала подъема.

Подъем занял 6 минут и составил 2,8 км с перепадом высоты 335 м.
До дождя мы покинули коварный участок дороги и возвращались по плато вдоль озер обратно, в Акташ. Дорога уже знакомая, никаких сюрпризов. После брода через Актру встретили группу из трех машин. Они спросили дорогу до перевалки. Далековато они заехали от своей цели! Проводили их до перекрестка после бродов через Тюте и указали правильный путь.

Надеюсь, они благополучно добрались до места.
Вечером вернулись в Акташ. По привычке отправились в кафе «Уч-Сумер» на ужин. И тут нас ждал сюрприз. Дима высказал свои предположения, что в прошлый раз мы съели нечто несвежее, возможно салат, что и явилось причиной плохого самочувствия некоторых членов нашей группы. Это была не претензия, ни жалоба, а предположение, прозвучавшее в очень мягкой форме. Но этого оказалось достаточно, чтобы вывести из себя кассира, которая подняла крик, что никто никогда не смел жаловаться и предъявлять претензии до нас. Более того, она отказалась продать салат нашему ребенку (он решил рискнуть, и еще раз заказать любимое кушанье). Потом она еще громко и долго высказывала свое недовольство по поводу нашего присутствия в кафе в конце рабочего дня, ну и «дерзкого» поведения Димы, конечно. В результате мы сменили кафе. При въезде в Акташ справа от дороги есть кафе «Ырыс-Гуль».

Готовят неплохо, ассортимент разнообразный, обслуживание быстрое. Надеюсь, все будет хорошо.
1.08.
После завтрака отправились к Красным воротам. Выезд из Акташа в сторону Улагана. Дорога сносная — вначале асфальт, потом грунтовая с «улучшенным покрытием» (усилий по улучшению прикладывать не надо — камень). Красные ворота совсем близко от Акташа — минут 15-20 езды.

Пофотались и отправились дальше, посмотреть озера.

Планировалось остановиться где-нибудь и погулять с детьми до вечера.
Но оказалось, что на всех попавшихся нам более-менее крупных озерах платные базы отдыха, притом мимо них к воде проблематично подъехать. Хотелось найти тихое, по возможности безлюдное место. Да и дети начали скулить — хотят побегать. Так что мы развернулись, досрочно закончив обзорную экскурсию по улаганским озерам, и поехали в сторону моста через Чую в районе Чибита.

Переехали по хорошо знакомому мосту, нашли уютное место для стоянки.

Дедушка, конечно же, отправился на этюды. Дети занялись постройкой крепости из камней и домика из прутьев.

За этим занятием, с перерывом на обед, и провели день.
2.08.
Решаем ехать в сторону дома. Завтрак, прощальный взгляд на Северо-Чуйский хребет и в путь. Помимо санитарных остановок, тормозим у рынка в районе источника Аржан-Су — как же без сувениров на память :
На самом деле, мы едем не домой, а в Новосибирск, сводить детей в зоопарк. Приехали в город уже в районе полуночи. Ксюша уснула еще в машине. Хорошо, что не пришлось искать гостиницу — квартиру забронировали еще из Акташа.
3.08.
Пасмурно. Лето кончилось ближе к Новосибу. Но зоопарк отменить нельзя — дети не перенесут такого испытания. По дроге в зоопарк начинается ливень 🙁 Но мы просто так не сдаемся! Решили переждать его в машине на стоянке. И вот — о чудо! — дождь закончился, небо очистилось и вернулось лето!
Весь день гуляли по зоопарку. Дети довольны. Вечером в 20.00 едем домой.
4.08.
В 5.00 мы дома!

Итак, итоги поездки.
Во-первых (и самых важных), поправили здоровье детей. У Вани полностью исчез дерматит. Кроме того, снижены дозы инсулина, окончательно прошел надоевший за полгода насморк. Ксюша посвежела, исчезли синяки под глазами, а также почти прошел непонятного происхождения кашель, который тянулся уже месяца 3-4. Еще бы несколько дней в горах, и о кашле можно было бы забыть насовсем. Но отпуск кончился 🙁
Во-вторых, посетили новые места на Алтае, полюбовались красотой, познакомились с хорошими людьми.
В-третьих, вывезли на отдых бабушку и дедушку. Они очень довольны, несмотря на возникавшие во время похода неудобства. Впечатлений хватит надолго!
В-четвертых, проверили надежность и возможности нашей машины.
Потери к концу поездки: слегка замяты пороги, вывернут разъем фаркопа, борозды от камней на дифах мостов.